Маленькая пьеска
Но мы стояли на своем: «Прекратите выручать банкиров!»
Впервые за все время мы с Ральфом Надером стали союзниками и даже провели совместную пресс-конференцию в Вашингтоне. Во всем остальном мы с ним ладили, как кошка с собакой, но эту пресс-конференцию мы провели совместно. Потом в дело включился Марк Стоддард. Он придумал блестящую кампанию, которую они и провели в том районе, где жил конгрессмен, от которого все зависело и на которого надо было повлиять. Мы поставили маленькую пьеску о банкире, который выпрашивает 6 миллиардов долларов. «Давайте дадим ему 8 миллиардов, это ему гарантирует дядюшка Сэм».
Это было здорово. Потом шло объявление: «Если вы хотите знать, почему ваш конгрессмен голосует за то, чтобы вытащить из беды банкиров, позвоните по его служебному телефону и спросите его об этом. Вот его телефонный номер». И мы организовали сотни тысяч телефонных звонков и писем, настроили против этого проекта весь конгресс и положили конец этому делу до тех пор, пока в конце концов советники не убедили президента Рейгана, что если они не помогут банкам, то вся банковская система может рухнуть, и это станет концом всей западной цивилизации.
В результате он выделил демократам 21 миллиард долларов на их программы строительства, чтобы откупиться от них. И при голосовании это предложение прошло, несмотря на почти единодушную оппозицию со стороны его собственной партии. Оно едва набрало достаточное количество голосов республиканцев.
Так что в конечном счете мы проиграли, но мы задержали принятие решения на целых полгода благодаря одной-един — ственной концепции маркетинга — концепции позиции. Эта позиция застряла в головах людей, и никто не мог ее оттуда выбить. «Прекратите выручать банкиров». Как только кто — нибудь заводил об этом разговор или конгрессмен собирался выступить на эту тему, все опять сводилось в тому же самому: зачем нам выручать богатых банкиров, которые дали эти глупые займы? И их ничем нельзя было переубедить.